Краткосрочный проект
«Перелетные птицы. Ласточки и скворцы»
Исполнители проекта:
Воспитатель – Жиляева Елена Алексеевна
Музыкальный руководитель- Головина
Галина
Анатольевна
Дети подготовительной к школе группы
Данный
проект представляет собой совместную работу педагогов: воспитателя Жиляевой Е.
А., музыкального руководителя Головиной Г. А. МДОУ №24 с детьми
подготовительной группы «Родничок».
Цель:
-
Воспитывать детей в духе миролюбия, уважения, бережного отношения ко всему
живому на земле.
Задачи:
-
дать детям новые знания о перелетных птицах;
-
обобщить и систематизировать знания детей о ласточке и скворце;
-
учить детей чувствовать настроения, выраженные в музыке, в поэтическом слове;
-
добиваться осознанного, активного выполнения детьми всех видов движений;
-
формировать стремление к активному участию в развлечениях.
Методы достижения: беседы
с детьми, слушание музыки, разучивание песен, стихов, разучивание комплекса
упражнений «Ласточка», подвижные игры.
Ожидаемы результат:
-
интерес детей;
-
расширение кругозора;
-
проявление творчества и двигательной деятельности;
-
использование полученных знаний в жизни
Исполнители проекта:
1. Воспитатель
2. Музыкальный руководитель
3. Дети
Срок исполнения: две
недели.
Анализ ситуации:
Началу
проекта послужила необходимость дать детям представления о перелетных птицах,
об их повадках и возможности выразить их через движение с помощью музыки.
Используемая литература:
1. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»/Санкт –
П., Детство – Пресс, 2006.
2. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?»/М., 2003.
3. С. Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии»/ М.,
Педагогическое общество России, 2005.
4. Под ред. П. Г. Саморуковой «Как знакомить дошкольников
с природой»/ М., Просвещение, 1983.
5. Под ред. П. Г. Саморуковой «Методика ознакомления
детей с природой в детском саду»/ М., Просвещение, 1992.
6. Журналы: «Дошкольная педагогика», «Музыкальный
руководитель».
Этапы работы методом проекта:
I этап – «Погружение в проект».
Во
время прогулки, дети увидели клин улетающих на юг журавлей. Воспитатель,
отвечая на их вопросы о перелетных птицах, сделал вывод о недостаточных знаниях
детей по этой теме.
II этап – «Организации и планирование».
Для
организации проекта созданы группы:
-
информационная: воспитатель, музыкальный руководитель
-
творческая: дети
III этап – «Реализация проекта».
Информационная
группа подготовила информацию и запланировала организовать презентацию – досуг.
Творческая
группа разучила комплекс упражнений, игры, песни и стихи.
IV этап – «Презентация».
Проведение
физкультурно – музыкального досуга с экологической тематикой «Перелетные
птицы».
«Перелетные птицы»
Сценарий физкультурно – музыкального досуга
с экологической направленностью
для детей
подготовительной к школе группы
Воспитатель: Музыкальный руководитель:
Жиляева Е.А.
Головина Г. А.
2010 год
Звучит
музыка П. И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года». В зал входят
дети.
Музыкальный руководитель:
Лето
закончилось. Осень пришла,
Яркие
краски с собой принесла.
Листья
желтеют и опадают,
Многие
птицы от нас улетают.
Воспитатель:
Ночи
и дни холодней, холодней,
Бабочек
нет, комаров и шмелей.
Травка
пожухла, и больше дождей,
Тучи
на небе, и ветры сильней.
Музыкальный руководитель:
Торопятся
птицы все дальше на юг.
Про
птиц перелетных наш с вами досуг.
Воспитатель:
Наступила
осень, и осенние месяцы чередой проходят друг за другом.
Дети,
назовите осенние месяцы по порядку?
Как
в старину называли сентябрь? (Златоцвет)
Как
называли в народе октябрь? (Листопадничек, месяц птичьих стай)
Как
называли ноябрь? (Чернотроп)
Многие
виды перелетных птиц, покидают нас в октябре, чтобы весной вернуться.
Дети исполняют упражнение «Птицы летают» муз. А. Рамиреса «Жаворонок».
По
окончании музыки, дети встают в круг и садятся на ковер, расстеленный
воспитателем.
Воспитатель:
Перелетными
бывают разные птицы – большие и маленькие, живущие в лесу и у водоемов,
питающиеся растительной и животной пищей. И улетают они на юг не когда им
захочется. У перелетных птиц свое расписание. Каждый вид птиц улетает и
возвращается в свое время.
Сегодня
мы с вами вспомним о некоторых перелетных птицах, узнаем о них интересные факты
и, конечно же, поиграем. Одними из первых – в конце августа, в начале сентября
улетают ласточки.
Музыкальный руководитель:
И
возвращаются ласточки раньше других птиц, про это даже есть песня. Музыку к ней
написал композитор Евгений Крылатов
(показ портрета), называется песня «Ласточка». Я хочу, чтобы вы, дети,
прослушав песню, высказались о характере песни, о ее настроении.
Дети слушают песню «Ласточка» муз. Е. Крылатова (в записи).
Воспитатель:
Ребята,
с помощью движений мы можем передать повадки птиц и рассказать, чем же
занимается ласточка в течение дня.
Дети выполняют комплекс общеразвивающих упражнений «Ласточка».
(см. дополнительный лист № 1)
После
выполнения ОРУ дети перестраиваются в колонку, складывают коврики в заранее
отведенное место и садятся на стульчики.
Воспитатель:
Дети,
а чем питаются ласточки?
Дети:
Ласточки
питаются насекомыми – мухами, комарами, мошками, жучками. Они ловят и поедают
их на лету.
Воспитатель:
Правильно!
Но ласточки никогда не трогают пчел и ос, имеющих ядовитое жало. Наблюдая за
поведением птиц, люди отмечали изменения в погоде. Какие приметы о погоде,
связанные с поведением птиц вы знаете? (Ответы детей).
Дети выполняют игровое упражнение «Поймай жучка».
_(см. дополнительный лист № 2)
Воспитатель:
Существует
несколько разновидностей ласточек. Самые известные из которых – деревенская и
городская. Деревенская ласточка, охотясь за насекомыми после ненастья, низко
летает над землей, почти касаясь ее крыльями и ловко «перепрыгивает»
препятствия.
Музыкальный
руководитель:
Дети,
давайте поиграем в игру «Надо подкрепиться».
Проводится
игра «Надо подкрепиться»
(см. дополнительный лист № 3)
Воспитатель:
Скворцы,
хотя и перелетные птицы, в теплые зимы остаются зимовать в местах гнездования.
Скворцы – очень общительные птицы. Их можно встретить в садах, парках, вблизи с человеческим жильем. Весной скворцы
заселяют скворечники, которые люди строят и развешивают рядом со своим жильем.
Скворцы – известные пересмешники. В их песнях
можно услышать песенки других птиц, кваканье лягушек и даже лай собак.
Подражают скворцы и человеческому голосу, а птицы, живущие долго в неволе,
могут произносить отдельные слова.
Музыкальный руководитель:
Много
радости доставляют птицы, когда поселяются в скворечниках. Но прошлогодние
скворечники к прилету птиц нужно проверить и починить. Вдруг в скворечниках
остались гнезда ос, шмелей.
Проводится эстафета «Почистим скворечник».
(см. дополнительный лист № 4)
Музыкальный руководитель:
Старые
скворечники мы почистили, но их может не хватить всем птицам. Давайте построим
новые, да и пригласим скворцов на новоселье. Выведут скворцы птенцов и улетят в
лес.
Проводится музыкальная игра «Скворцы и кошка» муз. А. Филиппенко.
Воспитатель:
Отлет
скворцов в теплые края происходит в сентябре – октябре. Перед отлетом скворцы,
возвращаются к своим скворечникам и поют около них, как будто снова собираясь
гнездиться. Но через день – два они исчезают.
Дети исполняют песню «Скворушка прощается» муз. Т. Попатенко.
Воспитатель:
Улетают
от нас в теплые края и другие птицы.
Ребенок:
В
золотые осенние дни
Собрались
улетать журавли.
С
неба слышаться клики прощальные
И
курлыканья звуки печальные.
Воспитатель:
Улетают
от нас в теплые страны птицы. Собираются
журавли в стройные косяки и тянутся в теплые страны. С высокого ясного неба
слышим мы их прощальные клики.
Звучит запись курлыканья журавлей.
Ребенок 2:
Скоро
белые метели
Снег
поднимут от земли.
Улетают,
улетели,
Улетели
журавли.
Ребенок 3:
Не
слыхать кукушки в роще
И
скворечник опустел.
Аист
крыльями полощет –
Улетает,
улетел.
Ребенок 4:
Лист
качает узорный
В
синей луже на воде.
Ходят
грач с грачихой черные
В
огороде по гряде.
Ребенок 5:
Осыпаясь,
пожелтели
Солнца
редкие лучи.
Улетают,
улетели,
Улетели
и грачи.
Дети исполняют песню «Падают листья» муз. Т. Попатенко.
Дети:
До
свидания, птицы, до весны!
Будем
вас ждать!
Попутного
вам ветра!
(Дети
машут рукой)
Звучит
музыка П.И.Чайковского, дети выходят из зала.
|